Экологический сбор. Кто платит?
Экологический сбор – плата, взимаемая с организаций за негативные последствия при воздействии на окружающую среду, регулируемая ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. и ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.
Экологический сбор не регулируется нормами Налогового кодекса РФ, однако обязателен для исполнения ввиду вредного воздействия на внешнюю среду, включая выброс вредных веществ в атмосферу, сброс вредных веществ на водные объекты (наземные и подземные), размещение как производственных, так и получаемых в процессе потребления отходов.
Независимо от принятой в организации системы налогообложения (в том числе, ИП, УСНО), экологический сбор выплачивается в общем установленном порядке в определенные сроки, в противном случае, невыполнение обязательств несет за собой административную ответственность в виде штрафапри проверке контролирующего органа. Так, согласно постановлению (КоАП РФ, статья 8.41), на должностные лица налагается штраф от трех до шести тысяч руб., на юридические лица – от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Экологический сбор. Кто платит?
Предприятие, организация, учреждение, физическое и юридическое лицо (в том числе, иностранное) осуществляющее на территории РФ любой вид деятельности и являющееся природопользователем, обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды.
Так если организация имеет автомобиль либо выбрасывает офисный мусор, то она также обязана оплачивать экологический сбор.
Для оплаты экологического сбора организации необходимо:
- встать на учет в Росприроднадзоре (в территориальном органе),
- получить разрешение на размещение отходов (где указывается максимально допустимая масса),
- подготовить и согласовать нормативы и ограничения на размещение отходов.
Отчет о внесении экологического сбора следует направлять в Росприроднадзор - службу по надзору в сфере природопользования.
Организации, относящиеся к субъектам среднего и малого предпринимательства, представляют отчет об образовании и размещении отходов в контролирующие органы в порядке уведомления.
Организации, за исключением вышеуказанных, обязаны иметь разработанные нормативы образования и размещения доходов. Разработка нормативов может осуществляться как самостоятельно, так и сторонними компаниями.
Как правило, отчетность включает:
- общие сведения о субъекте, отчитывающемся контролирующим органам;
- сведения за отчетный период об отходах (балансе масс) образовавшихся, обезвреженных и либо переданных иному юридическому лицу (физическому лицу, ИП), либо полученных от него;
- приложения.
Для всех, кто платит, экологический сбор утверждается нормативными актами согласно Приказу Ростехнадзора № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 05.04.2007 г. Внесение оплаты должно осуществляться ежеквартально, до двадцатого числа месяца, следующего за отчетным.
При заключении договора со специализированной компанией, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, необходимо иметь в виду, что оплата вышеприведенных услуг и оплата экологического сбора – не всегда одна и та же статья расходов – все зависит от условий, обговоренных в соглашении. Поэтому ошибочно полагать, что для исполнения предусмотренных законодательством норм наличия договора о вывозе и утилизации отходов будет достаточно.
Так по общепринятому правилу именно собственник отходов вносит экологический сбор, поскольку они принадлежат организации, которая их произвела.
И только в ином случае, предусматривающем в соглашении отдельный пункт, согласно которому права на собственность отходов переходят к специализированной компании, которая и становится в конечном итоге субъектом, кто платит за экологический сбор, организация-заказчик от его уплаты за размещение отходов освобождается.